ОПРОС

ОПРОС
- метод непосредственного (интервью - ) или опосредованного (анкета - ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

В настоящее время метод О. является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого О. порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод О. является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода - массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода О. связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации О.

На качество полученной методом О. информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы  психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей О.), а с другой - факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты О. негативно влияет присутствие при О. посторонних лиц, неудачно выбранное время и место О., несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры О.

Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты О., следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода О., что предполагает: 1) четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника; 2) доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым; 3) обеспечение принципов социально-психологического общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий, в которых происходит О. Речь идет и о технике О. (т.е. о наборе приемов, имеющих целью стимулировать достоверность ответов респондентов), и о знании особенностей среды респондентов, и об освоении психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; 4) точность фиксации ответов респондентов; 5) стандартизация условий проведения О.; 6) побуждение интересов респондентов и интервьеров (анкетеров) к результатам О.

Виды О. можно выделять по различным основаниям:

По способу получения информации и ее интерпретации - 1) анкетный О. (когда опросный лист  напечатан и непосредственно социологом или опосредованно - через почту, прессу - вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный О. (когда в качестве респондентов выступают эксперты).

По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошные О. (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность) ; 2) выборочные О. (ситуация, когда О. охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).

По процедуре проведения О. - 1) индивидуальные О. (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые О. (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.

По форме проведения О. - 1) устные О. (разные виды интервью); 2) письменные О. (анкетный О.).

По способу коммуникации социолога и респондента - 1) контактные О. (интервью и некоторые виды анкетных О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.); 2) бесконтактные О. (почтовые или прессовые О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.).

По частоте проведения - 1) разовые О. населения по определенным проблемам; 2) повторные (мониторинг, лонгитюд).

Е.Е. Кучко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ОПРОС" в других словарях:

  • опрос — См …   Словарь синонимов

  • ОПРОС — ОПРОС, опроса, муж. (офиц.). Действие по гл. опросить. Опрос свидетелей. Инспекторский опрорс (опрос военнослужащих, производимый инспектирующим воинскую часть начальником; дорев.). Опрос военнопленных (воен.). «Конституцией вводится всенародный… …   Толковый словарь Ушакова

  • опрос — показал • субъект, демонстрация опрос проводится • действие, пассив на ся опросы показывают • субъект, демонстрация показал опрос • субъект, демонстрация показывают опросы • субъект, демонстрация провести анкетный опрос • действие провести опрос… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • опрос — метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. ОПРОС …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОПРОС — ОПРОС, опросчик и пр. см. опрашивать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • опрос — 1) (упорядоченный) опрос (абонентов) 2) механизм опроса, обеспечивающий уникальную адресацию каждого устройства [ABBY Lingvo] [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN polling …   Справочник технического переводчика

  • Опрос — сбор сведений методом беседы с населением с одновременным заполнением соответствующих форм, в том числе во время переписей и обследований населения. О. является одним из способов статистического наблюдения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру.… …   Словарь бизнес-терминов

  • ОПРОС — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы (см. Выборочное наблюдение) для изучения общественного мнения, потребительского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОПРОС — ОПРОС, а, муж. 1. см. опросить. 2. Метод сбора первичной информации со слов опрашиваемого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОПРОС — англ. survey /opinion poll; нем. Befragung. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Различают О. письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные… …   Энциклопедия социологии

  • ОПРОС — ОПРОС. 1. Метод получения информации об уровне владения языком. Бывает устным и письменным, индивидуальным и фронтальным, текущим и итоговым. Эффективность О. определяется его систематичностью, разнообразием форм проведения, объективностью,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»